Проблемы сохранения и развития языка народа ханты
В г. Салехарде 11-12 ноября 2019 г. прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы сохранения и развития языка народа ханты», приуроченная к Международному году языков коренных народов. На мероприятии обсуждались вопросы современного состояния хантыйского языка, особенности его изучения и сохранения, специфику преподавания, использования в средствах массовой информации, социальных сетях. Открывал конференцию и приветствовал участников Елескин Валерий Фёдорович, Председатель общественного Совета при департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера, Вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (г. Салехард). С приветственным словом выступила Волдина М.К. (г. Ханты-Мансийск). На пленарном заседании прозвучали доклады Каксина А.Д., Мызникова С.А., Файзуллиной Г.Ч.
Доклады, представленные на конференции, были посвящены теоретическим вопросам грамматики хантыйского языка, языковым контактам обско-угорских народов. В нескольких докладах освещались проблемы графики и орфографии хантыйского языка, описывали практическое написание по материалам диктантов на хантыйском языке и газетным публикациям. Хантыйский язык рассматривался также в контексте этнической культуры, фольклора, литературы. В ходе конференции затрагивались вопросы методики преподавания хантыйского языка, о состоянии и перспективах родных языков в образовательном и поликультурном пространстве ХМАО-Югры и ЯНАО. Продемонстрировали учебно-методическое сопровождение педагогов родного хантыйского языка. На конференции выступили с докладами сотрудники института Лельхова Ф.М., Шиянова А.А., Ерныхова О.Д., Потпот Р.М.
В рамках конференции 12 ноября прошла работа семинара: «Современное состояние и перспективы развития языков коренных малочисленных народов Севера». Одной из задач учителей-практиков родного языка явилось обсуждение современного состояния хантыйского языка, особенности его изучения и сохранения, специфику преподавания. В выступлениях участников озвучивались проблемы состоянии преподавания родного (ханты) языка. Прозвучали доклады о создании УМК для школ округа, об изучении родного языка в ДОУ, о внеурочной деятельности, об этнокультурном воспитании детей КМНС и т.д. На конференции прозвучало 33 доклада. Были озвучены предложения участников мероприятия для резолюции.