Всемирная сокровищница родных языков

1–2 июля в Санкт-Петербурге состоялась II Международная конференция высокого уровня «Всемирная сокровищница родных языков: оберегать и лелеять. Контекст, политика и практика сохранения языков коренных народов», которая проходила в рамках Международного десятилетия языков коренных народов. Организаторами конференции являются Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Мероприятие проводилось при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Постоянного представительства РФ при ЮНЕСКО.
1 июля состоялось торжественное открытие конференции, где с приветственным словом выступили заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов, руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников и другие. Далее состоялось пленарное заседание «Языковое многообразие: вызовы современного мира», в ходе которого обсуждались актуальные проблемы и возможности для миноритарных языков мира в век информационных технологий, а также рассматривалась роль общественных организаций и деятельность научных учреждений в интересах языковых сообществ. В продолжение пленарного заседания, во второй половине дня, обсуждали международные, национальные и региональные аспекты в политике поддержки и развития родных языков, в том числе, Московскую и Якутскую декларацию, многоязычное образование в Индии, новые аспекты развития языковой политики в системе общего образования Российской Федерации и др.
2 июля на пленарном заседании обсуждались ключевые тенденции и проблемы в деятельности институтов поддержки многоязычия, в ходе которого осветили международное взаимодействие в сфере поддержки языкового разнообразия (опыт Вьетнама), тенденции и проблемы сохранения культурного и языкового разнообразия (опыт Кыргызстана), языки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в системе высшего образования, а также основные направления работы учреждений науки и образования по сохранению и развитию языков коренных народов Российской Федерации. Далее состоялось три тематических трека «Родные языки в образовании», «Использование передовых технологий и систем искусственного интеллекта для сохранения и продвижения языкового разнообразия», «Лингвистические права и языковой активизм». Трек «Родные языки в образовании» был посвящен преподаванию родных языков в системе образования; в тематическом треке «Использование передовых технологий и систем искусственного интеллекта для сохранения и продвижения языкового разнообразия» предлагались различные цифровые решения для сохранения и продвижения родных языков; в тематическом треке «Лингвистические права и языковой активизм» рассматривалась роль языкового активизма, а также общественно-научные инициативы в деле сохранения культурного и языкового наследия.