Открылась выставка «Учительская династия рода Обатиных»
1 ноября 2018 года в выставочном зале этнографического музея «Торум Маа» состоялось открытие выставки «Родословная Обатиных. Учительская династия» из цикла выставочных проектов «История семьи в истории страны – след прожитой жизни».
Основателем учительской династии этого хантыйского рода стал Алексей Максимович Обатин. Именно он первый из среды коренного населения начал исследования казымского диалекта хантыйского языка и прилагать усилия для разработки единого литературного языка народа ханты. Алексей Максимович Обатин внес существенный вклад в становление и развитие хантыйского языкознания, в методику преподавания родного языка и в дело сохранения нематериального культурного наследия народа ханты. Педагогом работала и его родная сестра – Лозямова (Обатина) Екатерина Максимовна, ставшая учителем-экспериментатором по апробации и внедрению учебников, составленных как Алексеем Максимовичем, так и другими авторами.
Дело Обатина Алексея Максимовича продолжила его дочь, Обатина Галина Алексеевна. Она автор ряда учебников по хантыйскому языку, преподавала родной язык в Казымской средней школе.
На церемонию открытия выставки были приглашены С.М. Каксина – учитель начальных классов Казымской общеобразовательной школы и внучка А.М. Обатина, заведующая краеведческим отделом Этнокультурного центра (г. Белоярский) – Евгения Николаевна Зеева (Обатина). На выставке представлено генеалогическое древо рода Обатиных в виде большой школьной доски, фотографии, копии документов из семейного архива. Большой интерес вызвала старая деревянная парта, которую любезно представила школа № 1 им. Ю.Г. Созонова (г. Ханты-Мансийск) и школьные принадлежности, использовавшиеся на уроках в период обучения в то время: перьевые ручки, тетради.
Надо сказать, что деятельность Алексея Максимовича Обатина исследовалась начальником фольклорного центра Обско-угорского института О.Д. Ерныховой. Результатом стала научная статья, опубликованная в научном журнале «Общественные науки». Отрадно, что материалы этой статьи вошли в разработку концепции выставки.
Самоотверженный труд педагогов из рода Обатиных совпал с процессом включения хантыйской культуры в общесоветское пространство и это, несомненно, наложило свой отпечаток на их деятельность и творчество. Их активная жизненная позиция может стать ярким примером для подражания нашим современникам, которые воочию столкнулись с проблемами преподавания, развития хантыйской письменности и сохранения родного языка.