Главные вкладки
Фольклор
У народа манси не было письменности до 30-х годов XX века. История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и служило, можно сказать, школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народа манси чрезвычайно богато и разнообразно.
Фиксировать фольклор начали ещё в XIV-XV вв. Самые ранние сообщения о фольклоре обских угров имеются в русских хрониках XIV века. Первым, кто упоминает о песнях вогулов и остяков, был Григорий Новицкий [1] (1770-1774), который сообщает о существовании героического эпоса; пишет об обряде жертвоприношения и молитвах, с которыми вогулы обращаются к божеству. Кроме того, он описывает медвежий праздник, который сопровождается играми, танцами и песнями.
Новую полосу в изучении Сибири и её народов открывают экспедиции Российской Академии наук, проводимые в 1720-1770 годах. Руководителями экспедиций были Д.Г Мессершмидт, Ф.И. фон Штраленберг, Г.Ф. Мюллер, П.С. Паллас, И.И. Георги, Ф.Ф. Зуев, И.И. Лепехина, П. Любарских. В XIX – начале XX века происходит активизация исследовательской работы по изучению мифологии и языка обских угров. В этот период выдающийся вклад в изучение фольклора северных народов внесли А. Регули (1843-1845), М.А. Кастрен, пути которых однажды даже пересеклись в Сибири, А. Альквист (1854-1858), Б. Мункачи (1888-1889), А. Каннисто (1901, 1904-1906), У.Т. Сирелиус (1898-1900), К.Ф. Карьялайнен (1898-1902), И. Папаи (1898), С.К. Патканов (1886-1888).
В настоящее время функционирует не только бытовой, но и обрядовый фольклор. Сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы никогда не уходили из культуры народа. Обрядовый фольклор сохранился частично благодаря тому, что он исполнялся на медвежьих праздниках.
Наиболее полную классификацию мансийского фольклора, на основании текстов венгерских и финских учёных, даёт Е.И. Ромбандеева:
1) древние рассказы (йис потры, или пс потрыт);
2) древние вести (йис лӈхыт);
3) героические песни, сказания (рг-ōтырт йис потырыт, лӈхыт), сочинены в стихах и прозе. Часть из них относится к обрядовым произведениям, другие сказываются как воспоминания о прошлом предков. Это делается иногда на медвежьем празднике.
4) сказки (мōйтыт), которые подразделяются на священные (ялпыӈ мōйтыт) и несвященные (нас мōйтыт);
а) В свою очередь, священные сказки относятся к мифам - сказкам, и содержат в себе:
- космогонические мифы - сказки о сотворении Вселенной (м тлум ялпыӈ мōйтыт),
- этимологические мифы - сказки о создании жизни на земле, появлении живых существ и растительности (м ӯнтум ялпыӈ мōйтыт).
б) Несвященные сказки являются собственно сказками и делятся на:
- сказки для взрослых (яныг хōтпа мōйтыт),
- детские сказки (нврам мōйтыт), особого рода произведения, знакомящие детей с окружающим миром, с явлениями природы и глубинными связями, существующими между ними, на простых примерах, на понятном языке.
- женские сказки (ква мойтыт). К таким сказкам мужчины относятся пренебрежительно, не берутся рассказывать, а порой и не знают их содержания. Женские сказки, по мнению Е. И. Ромбандеевой. относятся к наиболее древнему пласту устного творчества манси, они архаичны по сюжету, по упоминаемым в них предметам материальной культуры, описанию женского труда, употребляемой лексике.
Следует отметить, что в многотомных изданиях Б. Мункачи и А. Каннисто – М. Лиимола, женских сказок не зафиксировано.
Мансийские сказки имели сезонный характер исполнения. Они были распространённым и любимым жанром. Несвященные сказки могут рассказывать как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины. Священные же сказки знали немногие люди, и рассказывали их редко, и только мужчины при соблюдении определённого ритуала и в отсутствии чужих людей, прежде всего, людей другой национальности.
5) призывные песни, посвящённые духам-предкам (кстыл лтыӈ), клятвенные речи (нюлтыл), заклинания, аналогичные жанру проклятий (сатыл лтыӈ). Все они имеют обрядовую значимость.
Их исполняют при строгом соблюдении особых условий, и только те люди, которые посвятили себя этому делу (нйт хōтпа человек, способный шаманить);
6) песни, посвящённые воспеванию медведя, сильному зверю, хозяину леса (ӯй-ргыт). Это обрядовые произведения в стихотворной форме со своим мелодическим рисунком.
7) сатирические, юмористические песни (тулыглап ргыт), высмеивают недостатки людей. Они исполняются в масках и только на медвежьем празднике.
8) лирические песни;
а) личные песни, или "песни судьбы" (ргыт), прославляющие человека. Поются в течение всего года и в хорошем, и в плохом настроении, во время отдыха и труда. Сочинённые людьми о себе, о других, об окружающем мире, они могут быть и серьёзными, и шуточными, и насмешливыми. Песни о судьбе поются и после смерти человека, они сохраняются как память о нём и его делах.
б) песня - плач (люньсьтап);
в) колыбельная песня (нврам ӯлылап);
9) рассказы о событиях и встречах человека в лесу, на охоте, рыбалке с невидимыми существами (ōлыглам накыт), которые можно соотнести с русскими бывальщинами.
К малым жанрам в мансийском фольклоре относятся:
10) загадки (мысь), в котором отражён весь окружающий мир;
11) пословицы и поговорки (ханисьтан лтӈыт, или иначе ханисьтан потрыт);
12) нравоучения и запреты (ялпыӈ хӯлтуп, или, рōвтлут хӯлтуп), сводимые в итоге к сохранению здоровья человека, продолжению человеческого рода, охране окружающей среды;
13) игровые считалочки (ёнгил ловиньтапыт);
14) сновидения (ӯлм ӯлмаянкве, или ӯлм врункве), составляют особый жанр.
Литература
Гемуев И.Н Мифология манси. Новосибирск, Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001.
Герасимова Д.В. Мифы народа манси (вогулов) по материалам А. Регули и Б. Мункачи // Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблемы устойчивого развития: сборник материалов международной научной конференции. М., 2004, С. 351-359.
Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990. 568 с.
Лукина Н.В. Фольклор в культуре обских угров // Народы Северо-Западной Сибири. Вып. 9. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 54-125.
Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. Ханты-Мансийск, 2000.
[1] Новицкий Григорий Ильич - Историк, этнограф, сослан в Сибирь как бывший полковник войска Мазепы. В 1712 принял участие в миссии Филофея Лещинского к ханты и манси. В 1715 завершил «Краткое описание о народе остяцком». Привлекал в своей работе данные археологии и лингвистики (языки ханты и манси). Считал автохтонами Сибири чудские племена, или «чудь», которые, по заключению Н., погибли в результате массовых самоубийств и истребления татарами и были сменены остяками, которые произошли от коми-пермяков, бежавших с началом христианизации за Урал.